11 090 просмотр

Для любопытных – ИСТОРИЯ «БАБЫ-ЯГИ», или как я создавала мою картину.

Тем, кто не знаком с кухней художников, наверно, будет интересно узнать, как рождаются картины. Расскажу это на примере моей «Бабы-Яги». Конечно, способов создания картины много. Пишу я только  об одном. Зато о своем… 

НЕМНОГО ПРЕДИСТОРИИ

Мое увлечение мифологическими образами возникло давно. В 2004 году сделала работу «Медной горы Хозяйка» по сказам Бажова. Работа, конечно, была проще, ведь я училась на третьем курсе ХГФ. Хочется снова ее повторить. И при выборе темы диплома я решила продолжить работу над образами мифологии.

С детских лет интересовала Баба-Яга, как один из самых древних,  многогранных и загадочных образов славянского фольклора. С ней в сказках связаны самые волшебные моменты, самые необычные приключения героев. Это яркий, динамичный характер. При ее появлении сказка приобретает остроту, живость. Яга увлекает других героев на преодоление трудностей, учит находить выход из тяжелой ситуации. И если задуматься, то без отрицательных героев, сказка была бы не интересна. Они дают возможность проявить лучшие и худшие качества человека.

Я задумалась, какая же она – Баба-Яга. Действительно ли, она страшная и злая. Или это наслоения более позднего времени. Мне хотелось показать именно добрую и мудрую Бабу-Ягу.

Я провела исследования славянской мифологии.  Любые мифологические образы имеют глубокие исторические корни. Мы встречаем их в сказках, мифах, былинах, песнях. Образ моей героини нужно рассмотреть в трех ипостасях: исторической, фольклорной и художественной.

Были изучены различные литературные источники по язычеству, мифологии, фольклору и искусству. По этим вопросам об Бабе-Яге смотрите статьи позже. А сейчас я  расскажу, как я делала свою Бабу-Ягу. Познакомлю с той стороной создания картины, которую не видно зрителю.

 

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПОИСКИ.

Я сразу решила, что буду писать маслом. Это прекрасный материал. Масло живое, пластичное, и работать им доставляет просто огромное удовольствие.

Когда была определена тема диплома, начала искать модель для  Бабы-Яги. Ее нашла довольно быстро, подходящую по внешности и по характеру. Сделала наброски и зарисовки. Вот уж повеселились мы, входя в роль Бабы-Яги.

Теперь выбираю мотив пейзажа для картины. Всем известно, что Баба-Яга живет в дремучем, заповедном лесу.

В окрестностях Тобольска есть деревня Абрамова, а рядом с ней кедровый бор, который переходит в тайгу. Каждое лето в августе мы ездим в этот лес на плэнер и просто на отдых. Место это успокаивающее, целебное, и природа как первосозданная.  Вокруг лагеря стоят могучие кедры, ели. Рядом протекает лесная река Аремзянка. Землю покрывает хвоя или пружинящий мягкий мох. Отойдя 50 метров в лес, ощущаешь, что попал в настоящую тайгу – кругом деревья, покрытые лишайниками и мхом или большой паутиной. Скачут белки и бурундуки, летают кедровки. Во мху ягоды, грибы, особенно много мухоморов. Идя в тишине по этому лесу, кажется, еще чуть-чуть и увидишь избушку на курьих ножках, а может и саму Бабу-Ягу.

Поэтому  плэнерные этюды и зарисовки были выполнены в Абрамова. Вообще этюды там выполнялись давно, а целенаправленно к мотиву для Бабы-Яги в течение двух лет – в августе  2005-06 гг.

Выбираем одежду для героини — меховая безрукавка, рубаха и длинная юбка, а на голове – платок.

Ну вот, с образом определилась. И начались композиционные поиски. Для тех, кто не знает, поясню:  композиция – это то, как все на листе расположено. Зарисовки модели в разных положениях поместила в выбранный мотив пейзажа. Хотелось, что бы героиня была на первом плане, достаточно большая, по отношению к размеру работы. Разработала 8 разных эскизов (материал – гуашь). Интересны были 4 из них. После обсуждения был выбран один, размером 19,5×19,5 см.

Теперь возник вопрос: чем же Яга занимается? Долго думала над этим. Если она вещунья, то вполне может собирать травы. Собирает моя Баба-Яга разные травы и увидела путника, взглянула на него искоса. Героиня – хозяйка в лесу, захочет – поможет, а не угодишь – и наказать может. Она веселая, смешливая и хитрая, а также мудрая и не очень старая. Вот от этого я и стала отталкиваться при разработке композиции.

Сразу пропорции работы не устанавливались, чтобы не ограничивать поиски. Формат выбранного эскиза квадратный. С самого начала хотелось выполнить работу именно в квадрате, что и получилось в результате.

У меня есть подходящая модель, мотив пейзажа, одежда героини, чем она занимается, сама идея и, наконец-то, определена композиция. После этого был выполнен эскиз большего формата – 38×38 см. Эта работа выполнена на холсте, наклеенном на картоне, материал также – гуашь.  Слегка изменила одежду, ее цвет. Не понравилось в тоновом отношении работа. Вернулась к первоначальному варианту.

ПИШЕМ МАСЛОМ .

Теперь можно переходить к основной работе.

После определения формата заказала подрамник размером 100×100 см. На готовый подрамник я натянула холст. Холст для своих работ я всегда натягиваю сама. Его проклеила, чтобы клей закрыл поры в ткани.  Потом загрунтовала акрилом, чтобы масло не впитывалось в ткань. Затем проложила имприматуру светло-зеленого цвета, чтобы придать общий тон работе. Имприматура – это цветной фон под работу, который слегка просвечивает сквозь масло.

Для работы использовала следующие материалы: Масляные краски: белила титановые, кадмий лимонный, кадмий желтый средний, кадмий желтый темный, охра светлая, кадмий пурпурный, краплак красный, умбра жженая, умбра натуральная ленинградская, кобальт зеленый темный, хром-кобальт сине-зеленый, синяя  фц, ультрамарин темный, индиго, виридоновая зеленая. Также разбавитель Пинен №4 и льняное масло. Кисти из щетины и синтетики разных размеров. Раму покрыла акрилом Декор оливкового цвета.

Выполнила подмалевок с маленького эскиза. Подмалевок – это нанесение основных цветов на картину, нужно чтобы весь холст был закрыт. Теперь ему нужно было просохнуть.

И вот началось проработка деталей. После этого было решено изменить немного композицию. Вместо большого дерева слева от Бабы-Яги написала старый мшистый пень, а за ним молодое деревце. Постепенно уточняла разные элементы картины. Справа от героини добавила ветку в лишайнике. Убрала мухомор возле Яги, вместо него посадила на корень пня семейство поганок. На картине появился мотылек и в волосах старушки – божья коровка. Задний план был решен таким, какой он в Абрамова – кочки, мох, кедры, ели, небольшие молоденькие деревца – тайга.

Ну вот я и создала Бабу-Ягу добрую, веселую – заботливую берегиню, хозяйку леса, ведунью. Надеюсь, что она получилась именно такой. Моя картина «Баба-Яга» 2006 закончена. Отобрали, можно сказать, прямо в процессе, — хватит писать, иди диплом защищай. А так интересно было. Писала бы, да писала маслицем.

Хранится моя «Баба-Яга» в методфонде ХГФ г.Тобольска, иногда показывают ее на городских выставках.

А здесь вы можете узнать об авторе «Бабы-Яги»

А что  ВЫ  думаете о Бабе-Яге, дорогие читатели? Ведь ваше представление о Яге может быть совсем иным… Рада буду узнать ваше мнение.

Фото Галерея здесь

Екатерина Лебедевахозяйка блога  «Дом с ребятишками – развитие дома» — razvitie-doma.ru, автор школы «Карандаш и Кисточка» в коллективном блоге  «Друзья БабочкиЯночки»

Все права защищены. Статья авторская, моя личная. Перепечатка и использование части или целиком статьи только с прямой ссылкой и именем автора.

Другие статьи «Как научить рисовать»:

Художественные материалы:

Масляная пастель и восковые карандаши. Сравниваем и рисуем.

О пастели или «сухая живопись» мягкими цвеиными мелками.

Акварель и Гуашь — сравниваем. Как работать.

Покупайте детям ХОРОШУЮ АКВАРЕЛЬ!

Лепка как полет фантазии. Наталья Новикова

Творчество:

Умение рисовать — что это? Творчество — удовольствие, медитация.

Шаблоны или живой мир вокруг Как уловить изменчивую красоту живого мира.

Что такое умение рисовать? Это умение видеть. О наблюдательности и внимателности

Мой ребенок талантлив или нет? Почему многие не умеют рисовать.

Что важнее результат или процесс. Почему многие не умеют рисовать

Поговорим о детских рисунках… и о взрослых тоже. Неправильные рисунки??? —

Фантазия и «Низзя!»

Старая рана — отклик сейчас. Пост Яны про вечные «НИЗЗЯ!»

Что надо знать маме о детском рисунке Алена Сергеева

Мастерская Художника:

Котаус и Фурсик — Художники. Сказка. Иллюстрации. Создаем иллюстрации.

Как создают картины. История моей картины «Баба-Яга»

Делаем Новогодний Костюм «Клоун ОП-ОП» вместе с ребенком. О совместном творчестве.

Вместе с ребенком: идея — творчество — Новогодний костюм.  подробнее о этапах создания нашего Новогоднего Костюма Клоун+ задание.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вам будет интересно:

Вам будет интересно:

Эта запись была опубликована в рубрике Живопись для Мам и Малышей, Личное и отмечена метками , , , , , . Добавить в закладки ссылку.

9 в ответ на Для любопытных – ИСТОРИЯ «БАБЫ-ЯГИ», или как я создавала мою картину.:

  1. Елена (17 comments) пишет:

    Катюша, затронула струны моей души! Так интересно,предполагала, что написание картин долгий процесс, но теперь понимаю — почему. Молодчинка! Пиши такие статьи чаще. Очень интересно!

  2. Татьяна (32 comments) пишет:

    Катя, бурные апплодисменты! Цветы на сцену! Я в шоке…

  3. catemay (232 comments) пишет:

    Таня, а от чего ты в шоке?
    Открой тайну ;)

  4. Оксана (14 comments) пишет:

    Катя, очень интересно! Никогда не думала, что чтобы нарисовать картину, нужно столько эскизов. Пиши еще о своих работах — просто завораживает.
    А насчет Бабы Яги — я ее так и представляю мудрую ведунью старушку, которая к тому же занимается йогой (ну, имя так созвучно, ничего не могу поделать со своими ассоциациями :))))

    • catemay (232 comments) пишет:

      Оксана. Иногда пишут а-ля-прима — увидели — написали. бывает есть фотка, а в нее вкладываешь свою идею. по всякому. Это так сказать «классический способ»

  5. БабочкаЯночка (8 comments) пишет:

    Уф! прямо волновалась по настоящему — какова судьба будет у старушки. Всё-таки пожалели вы её и сделали умной и добродушной. Каждая подробность рассказа вызывала оторопь: что ещё не всё, ещё и пропитывать, и промазывать, и чтобы масло не …, и чтобы грунтовка была…, да ещё весь холст в подмалевках — да это вам работенка. Неужели нас всему этому учить будете? Я уже письма получаю — ждут! Удачи нам!

  6. catemay (232 comments) пишет:

    Яна, спасибо. Все не так страшно. Писать очень интересно, когда делаешь, воплощаешь идею не замечаешь объема работы :)
    А учиться писать маслом, кто знает, может и до этого доберемся!

  7. Пинг: Публикации: «Как научиться рисовать» | Арт-ДРУЗЬЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>