8 307 просмотр

Как легко научить ребенка ЧИТАТЬ — часть 1, или Божья искра мудрости

учимся читать

Как я научила читать моего старшего сынишку.

Моему сыну Сёме 4г3мес. На днях он читал нам первый раз книгу «Песенки Вини-Пуха». Она была, конечно, малюсенькая. Но… САМ! По собственной инициативе! Мама с папой слушали с восторгом: наш сын сам читает, старается. Младший 8 мес Матвейка вносил свою лепту – носился вокруг с радостным повизгиванием. После чтения Сёма сказал: «Так трудно столько читать!» А мы его успокоили: «Будет все легче и легче» Сёма порадовался.

Читать сынок начал в 3г9мес. Начала учить читать в 2г9мес. То есть выучился детка читать за 1 год. Вы скажите – долго! Но год не в 5 и 6 лет, а в 2,9-3,9г, а это большая разница. Но учились мы не по букварю или азбуке. Он и букв знал только, от силы треть, когда начал читать. Научила я его легко, не затрачивая совершенно усилий, между делом и в игре.

Итак,  УЧИМСЯ ЧИТАТЬ и … ПИСАТЬ ЛЕГКО!

Слова и предложения сынок читает легко, вот теперь взялся за книги. Буквы оставшиеся доучил сам, когда научился читать. Играет со словами, сравнивает слова, находит родственные, однокоренные, близкие по звучанию, написанию. Читал все слова, что попадутся под руку, причем сложные: дикообраз, росомаха, натяжные потолки. На слух может найти в слове любой звук. Записывает слова со слуха, подбирая буквы.

Он, вообще, себя сейчас сам обучает чтению и написанию слов — мне только результаты дарит. Сам изучает буквы, сам читает слова, сам исследует звучание слова, сам записывает слова.

Постоянно играет со звучанием слов, хорошо разбирается в звуках слова. Подбирает буквы к звукам слова — иногда такие интересные варианты получаются.

Теперь еще на слух говорит правильное написание слов: «Мама, пишется не «малоко», а «молоко». Я спрашиваю: «Как догадался?» — «Мама, я сам!» Много в результате нашего обучения чтению хорошего получилось.

Недавно он заинтересовался похожестью слов на слух. В результате добрался до корней слов на слух. Объяснила, что это такое. Интересно, куда ж его еще заведет исследование звучания и написания слов.

Я считаю, что лучший способ обучения — ребенок сам себя учит, спрашивает родителей, если что непонятно или не знает, а родители незаметно его направляют и слегка подсказывают. Самое главное, обучение чтению (да и любое обучение) должно быть как исследовательский процесс. Ребенок – это прирожденный исследователь и познаватель. Этим его свойствам нужно давать постоянно пищу. Давайте сделаем чтение еще одним интересным занятием для исследователя.

Еще хочу рассказать историю о «божьей искре мудрости». Это цитата из книги Г.В. Беда «Основы изобразительной грамоты»:

«Лет двести назад грамоте мог обучиться далеко не всякий, а лишь тот, у кого была «божья искра мудрости» (как тогда говорили), т.е. иными словами, врожденные способности. А остальные примерно 2/3 учеников оставались неспособными проникнуть в тайны письма и чтения. Теперь мы уже знаем, что причина появления «неспособных» учеников в те времена заключалась в трудности обучения, несовершенстве методики. В обучении грамматике русского языка, например, эта трудность диктовалась необходимостью заучивать ВСЕ буквы алфавита с их славянскими названиями: «аз», «буки», «веди», «глаголь» и т.д. Это чрезвычайно затрудняло переход к чтению слогов. После выхода (1844г.) новой азбуки, построенной по слоговому методу, где был использован упрощенный гражданский шрифт с названиями а, бе, ве, ге, де и т.д., была решена проблема «врожденных» грамматических способностей»

А эта цитата из «Кубики Зайцева. Учебник для родителей»:

«Еще в первой трети 19в. Федот Кузьмичев пытался выделить склады и представить их в системе. Обучение чтению по складам было широко распространено даже в низших сословиях России.

Обучал по складам и Л.Н. Толстой, писавший, что «звуковой метод», с 70-х годов 19в. проникавший в Россию с Запада, является «недоразумением», «противен духу русского языка и привычкам народа». «Для чего идти хитрым и трудным путем звукового способа, когда того же самого можно достигать проще и скорее?». Способ обучения по складам лев Николаевич называл народным и усовершенствовал его сократив веди, живете, мыслете до ве, же, ме и т.д.» Дальше в «учебнике для родителей» еще много интересного написано.

К чему я это все рассказываю? Хочу поделиться своим опытом и методом. Я шла интуитивно, почитав мудрых авторов. Может, кому пригодится.

Что у нас есть дома: магнитная азбука, кубики Зайцева, плакаты со складами Зайцева, пара пособий (сделанных мамой), звуковой плакат «Азбука» и уже после начала чтения подарили плакат «Учимся читать» со слогами. Скажу сразу – все это было подспорьем, а не решающим фактором в обучении чтению. Но помощью игровой и обучающей было.

ПЛЮСЫ МЕТОДИКИ: 

  • Ребенок начинает читать и писать ОДНОВРЕМЕННО! 
  • Дети прекрасно выделяют ЛЮБОЙ звук в слове!
  • Абсолютно НИКАКИХ усилий со стороны мамы и ребенка.
  • Без использовании азбуки или букваря.

Могу это сказать по прошествии года. И на примере уже не только моего сына, но и сына подруги. А характеры и темпераменты у наших детей очень разные.

Итак….Как легко научить ребенка ЧИТАТЬпродолжение следует — часть 2

О Чтении и Кубиках Зайцева: надо или нет?

Пусть вам будет так же легко научить читать и писать ребятишек, как и мне!

Мои статьи о ЧТЕНИИ здесь

Фото Галерея здесь 

С вами была Екатерина Лебедевахозяйка блога  «Дом с ребятишками – развитие дома» — razvitie-doma.ru, автор школы «Карандаш и Кисточка» в коллективном блоге  «Друзья БабочкиЯночки»

Все права защищены. Статья авторская, моя личная. Перепечатка и использование части или целиком статьи только с прямой ссылкой и именем автора.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вам будет интересно:

Вам будет интересно:

Эта запись была опубликована в рубрике Обучалка, ЧТЕНИЕ и отмечена метками , . Добавить в закладки ссылку.

11 в ответ на Как легко научить ребенка ЧИТАТЬ — часть 1, или Божья искра мудрости:

  1. Мария, Мама-Вырастай! (4 comments) пишет:

    Катя, очень интересно было читать твои находки — мудрые слова. Очень рада за Ваши успехи, это действительно результат. Все же развивающая среда много значит и Ваши достижения лишний раз тому подтверждение. Ждем продолжения :)

    • catemay (234 comments) пишет:

      Мария, спасибо. Мы стараемся. Правда иногда. А иногда гуляем целый день по солнечной улице.

  2. Татьяна (32 comments) пишет:

    А у нас с чтением как-то печально складываются отношения. Рановато я начала ее учить читать. И ей вроде нравилось, и играли здорово, а потом как отрезало. Не хочу и все тут. Осенью нам 5… Правда, иногда прорывает ее и она может открытку подписать папе или бабушке (с моей помощью, конечно, подсказываю, какую буковку писать). Что делать — не знаю. Перепробовала разные способы заинтересовать, но пока подходит только пассивное чтение — вывески, заглавия книг и т.д. Обращаю внимание на слова. Хотя про динозавров, драконов и астрономию знаем ух как много! :)

    • catemay (234 comments) пишет:

      Таня, попробуй как я делала. Может получится. Я сама, что попроще люблю. Только нужно под дочку подстраиваться. Двигаться в темпе, подходящем ей.

  3. Юльчатка (7 comments) пишет:

    Танечка, вы правильно сделали, что по маленьким шажочкам преодолели большое расстояние: У Сёмы и интерес не пропал, и читать научился. Так и нужно :) Сужу по себе. Меня бабушка привлекала к самостоятельному чтению потихоньку, никогда не навязывая.

    • catemay (234 comments) пишет:

      Юльчатка, точно, маленькими шажочками, незаметненько так. Вроде как и не учились, так мама баловалась. И сыночка вовлекала. Традиционная, привычная методика отнимает много сил, времени и энергии.

  4. Катерина (3 comments) пишет:

    Прочитала ваши советы, сразу вспомнилось — все гениальное — просто :) Моей дочке 2 года, а мне уже тоже хочется ее учить читать, пока пользуюсь карточками со словами (готовые купила), кубики с буквами, результатов, конечно, пока никаких, может слишком рано? боюсь отбить охоту… не знаю, продолжать заниматься или отложить пока все?

    • catemay (234 comments) пишет:

      Катерина.
      Лучше всего в игре все это использовать или по чуть-чуть. «Вода камень точит» — откладывается все. Просто не надо давить и заставлять. По-немногу. И не следовать слепо какой-то методике и не сравнивать свою малышку с другими. Смотреть, что ей интересно: рыбки, лошадки, куклы — и в игры с этим можно включать склады, буквы, карточки, цифры. Аккуратненько. Примерно так)))

  5. Татьяна (32 comments) пишет:

    А по методике Зайцева кто-нибудь учил детишку начинать читать?

    • catemay (234 comments) пишет:

      Татьяна.
      Старшего сына я учила читать, используя элементы и идеи методики Зайцева. Не полностью. Результат очень хороший.
      Младший годовалый сынишка вовсю уже стучит-звенит кубиками и строит-ломает башенки. Может, с ним побольше использую из методики Зайцева. Но, все-равно, не могу я планомерно заниматься по любой методике. У меня все «между делом», «по-немногу».
      И еще, я по одному из образований педагог. И могу сказать: методики создают люди, они вполне могут ошибаться, заблуждаться по поводу каких-либо действий или находить превосходные пути решения задач. Поэтому простое слепое следование любой методике, пусть самой модной или супер-пупер, ни есть особо хорошо. Все нужно применять индивидуально, наблюдая за своим ребенком и собой. Мурчит ли?!

  6. Людмила (7 comments) пишет:

    Катя, Вы — молодцы! У вас Сема научился читать, теперь он и Матвейку научит. Тем более у вас есть кубики Зайцева.
    У меня старшая дочка научилась читать в 2 года 4 месяца, но книги нам стала читать в 4 года, а младшую я и не стала до 3 лет учить читать. Вот только сейчас подходим к чтению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>