30 302 просмотр

Как легко научить ребенка ЧИТАТЬ — часть 2

учимся читать и писать Это продолжение статьи, начало — часть1 здесь

Как я научила читать моего старшего сынишку, или учимся читать.

Итак….УЧИМСЯ ЧИТАТЬ и ПИСАТЬ ЛЕГКО!

Самое первое: нужно изменить свое отношение к обучению чтению! С чего обычно начинают учить читать? Правильно — с букв! Выучивают с ребенком ВСЕ буквы. И… стоп. А дальше все тормозит, возникают сложности со складыванием букв в слоги (склады) и слова. Начинается путешествие «через тернии к звездам». Задумаемся, что здесь не так, почему это происходит?

Скажу вам, что это есть изначально неправильная предпосылка – начинать обучение чтению с букв. Что такое буквы? Вы думали про это? Буквы – это всего лишь символы. Это символы, которым придают слишком большое значение в обучении чтению. Еще раз: БУКВЫ – ЭТО СИМВОЛЫ, ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗВУКОВ, УСТНОЙ РЕЧИ. То есть изначален звук, а символ-буква – вторичен. Буква всего лишь призвана отобразить звук.

Осознали?

Самое первое и главное — ребенка надо научить СЛЫШАТЬ и ПОНИМАТЬ слово. А буковки приложатся.

Из этого следует, что учиться читать, надо исходя именно из звуков и их сочетаний, показывая, что буква, склад, слово только отражают звуки. А символы выучить совершенно не трудно, как цифры и любые другие. Вот так! Не торопимся учить буквы, не забиваем ребенку голову. Для обучения чтению достаточно знания нескольких букв. Выбрать их просто: ребенок сам спросит, как называется та или иная буква. Вы сказали, малыш запомнил. И все!

Идем дальше.

Тратила я на обучение чтению 1-5 минут в день, между делом. И несколько раз за год! по полчаса. Скажите, сравнимо это с длительным времяпровождением за букварем или азбукой мамы и ребенка. По-моему, никак несравнимо.

Кроме того, азбука и букварь нагоняют на меня такую тоску, сразу зевать начинаю. Все эти столбики слогов – пустые, бессмысленные, без идеи. Просто туповатое прочитывание. А “мама мыла раму”? Как представлю, что я бы с сыном ЭТО читала. Бр-р-р.

Первое слово, прочитанное Сёмой было: “ба-н-ко-ма-т”, пока мама снимала деньги с карточки. Вот у меня была радость. Кстати, этот стенд у Сёмы до сих пор нежно любимый. Каждый раз происходит ритуальное прочитывание всей информации.

Сразу у вас вопрос: что мы делали? А очень просто.

Я изучила методику Н.Зайцева. И использовала метод складов. О наших кубиках Зайцева я уже писала.

Кстати, если кто не знает, понятие склада и слога слегка отличается. Складов больше, чем слогов. В слога объединяются и все отдельно стоящие буквы. А склады – это то, из чего слово складывается, как из кирпичиков. Именно по звучанию. Например, слово «динозавр» — ДИ-НО-ЗАВР (слоги) и ДИ-НО-ЗА-В-Р (склады) – видите и слышите разницу? Прислушайтесь на слух: ДИ-НО-ЗАВР и ДИ-НО-ЗА-В-Р.

Теоретически в методике у Николая Александровича Зайцева мне все нравится. Если кому-то интересно – почитайте. Я не хочу пока подробно на этом останавливаться. Его теория о складах вполне в инете доступна. И очень интересная. Совершенно с ней согласна. А вот с практикой…. Ну, не люблю я длительные планомерные занятия, не мое. Мне бы между делом, что попроще.

Как я додумалась до нашего метода? Сын попросил прочитать ВСЕ, что написано на обложке книги. Потом еще и еще. И я решила превратить это в обучение чтению. Мы делали так.

Главное правило: читаем и показываем медленно, ведя пальцем по складам!

OLYMPUS DIGITAL CAMERA Вот так выделяем пальчиком каждый склад. Ведь ребенку непросто по-началу отсортировать буквы по складам.  Они для него одинаковые.

Этап 1:

Перед сном берем книгу почитать. Показываю название на обложке и читаю медленно, ведя пальцем, по словам, читая именно складами: МА-ША И МЕ-Д-ВЕ-ДЬ. Все! Сколько потрачено времени? Минута или меньше? А дальше приятное – читаем книгу. И так каждое чтение, каждую обложку. Результат: ребенок привык к маминому приколу с названием книг.

Этап 2:

Поскольку некоторые простые книги мы читали много раз, то названия просто запомнились. Мама начинает хитрить. Читаю название, как всегда по складам, а потом говорю: «А теперь ты мне прочитай!» Сынуля также ведет пальчиком и «читает» название книги. Все! Опять читаем книжку. Сколько ушло времени? Минута, две? А сил? Результат: ребенок начинает думать, что умеет читать, у него появляется уверенность, что он тоже владеет этим волшебным искусством. А нам, что самое главное? УВЕРЕННОСТЬ МАЛЫША В СЕБЕ, В СВОИХ СИЛАХ! Это очень важно. Сын даже мне однажды заявил: «Мама, я же умею читать!» Чего еще не было. На что я ответила: «Конечно, Семочка, немножко только подучиться надо, чуть-чуть»  Так что УВЕРЕННОСТЬ – ВЕЛИКАЯ ВЕЩЬ! Дайте ребенку эту уверенность в себе, — он горы свернет и принесет вам птичье молоко и солнечного зайчика.

Этап 3:

Всегда сначала прочитываем название по складам, а потом начинаем сравнивать склады.

1. Ищем одинаковые склады. Именно склады, а не буквы! Например: «КА» — КАПРИЗНАЯ КОШКА. Я показываю одну КА и другую КА – «Смотри, сынок, одинаковые КА и КА» Можете называть их как угодно: “сестренки”, “братики”, “друзья”…или “склады”

Можно тут же попросить найти вторую КА. Или завтра-послезавтра. Предупреждаю, ребенок может отказаться. Не страшно. Читаем книгу. Завтра пробуем снова или послезавтра. Спешить-то некуда. Уверяю вас, постепенно такая игра увлечет малыша и он с удовольствием будет искать для вас склады. Важно: не давить, не заставлять, только свободная воля ребенка!

2. Теперь ищем склады похожие. Например: «КА и КО». Спрашиваем, чем они отличаются. Не говорит, значит подсказываем. Две подружки-буковки держатся за ручки, только у одной К – подружка А, а другой – О. Не хочет малыш сказать, опять проговариваем сами. Проводя пальцем по складам медленно. Опять же постепенно детка увлечется. Ищем опять в названии книги: КАПРИЗНАЯ КОШКА.

3. Потом можно поискать такие склады: КА и НА. КАПРИЗНАЯ КОШКА. Принцип тот же – показать, попросить найти, чем похожи, чем отличаются.

Не забываем, что происходят все эти поиски в названии книг, 1-2 мин в день. Или еще где-нибудь. Это не какие-то настойчивые длительные занятия. Сразу предупреждаю — сильно не настаиваем. Предложили найти, если детка не хочет или не может, обязательно — сами называем и показываем.

Этап 4:

Ищем знакомые слова. Часто в названиях книг слова повторяются. Например: УМНЫЕ МАШИНЫ, БЫСТРЫЕ МАШИНЫ. Обращаем на это внимание малыша. Прочитываем и показываем (медленно — по складам!) на одной книге слово МАШИНЫ. Просим показать на другой книге. Опять же, если поискал и нашел ребятенок – великолепно! Если нет, то сами показываем и прочитываем. Завтра можно еще попробовать.

Вот так по-немногу малыш и научится читать. Вода камень точит.

Ненавязчиво, естественно и спокойно, так же как научился говорить, просто живя, играя и общаясь, мой старший сын Сёма стал читать. А записывать слова он начал сам, по собственному почину. После начала чтения. Думаю, и ваши ребятишки могут  так же.

И еще одно важное правило: ориентируетесь именно на своего ребенка, а не на методику. На его темперамент, настроение. Одному надо медленнее, другому быстрей. Один малыш быстро понимает, а другому надо много раз показать. То есть методика должна быть гибкой!

Я рассказала о моем методе обучения чтению. Если вас заинтересовал он, используйте на здоровье. Но всегда подстраивайте под своего детку. Это всегда нужно помнить :-) !!!!!

ПЛЮСЫ МЕТОДИКИ: 

  • Ребенок начинает читать и писать ОДНОВРЕМЕННО! 
  • Дети прекрасно выделяют ЛЮБОЙ звук в слове!
  • Абсолютно НИКАКИХ усилий со стороны мамы и ребенка.
  • Без использовании азбуки или букваря.

Могу это сказать по прошествии года. И на примере уже не только моего сына, но и сына подруги. А характеры и темпераменты у наших детей очень разные.

Итак….Как легко научить ребенка ЧИТАТЬ  и ПИСАТЬ Часть 1 –  здесь

О Чтении и Кубиках Зайцева: надо или нет?

Пусть вам будет так же легко научить читать и писать ребятишек, как и мне! Успехов вам и вашим ребятишкам в увлекательном путешествии к чтению и письму.

Мои статьи о ЧТЕНИИ здесь

Фото Галерея здесь

С вами была Екатерина Лебедевахозяйка блога  «Дом с ребятишками – развитие дома» — razvitie-doma.ru, автор школы «Карандаш и Кисточка» в коллективном блоге  «Друзья БабочкиЯночки»

Все права защищены. Статья авторская, моя личная. Перепечатка и использование части или целиком статьи только с прямой ссылкой и именем автора.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Вам будет интересно:

Вам будет интересно:

Эта запись была опубликована в рубрике Обучалка, ЧТЕНИЕ и отмечена метками , , . Добавить в закладки ссылку.

9 в ответ на Как легко научить ребенка ЧИТАТЬ — часть 2:

  1. БабочкаЯночка (8 comments) пишет:

    На 200% с вами согласна. И подход к проблеме и метод ее решения — абсолютно поддерживаю. Мой младший внук Лёня так сам себя с 3-х лет обучает цифрам, числам, порядку чисел в ряду и арифметическим действиям. В пять лет считает, складывает и вычитает в пределах 100. Продвигается ТОЛЬКО по своему желанию и своему темпу: он спрашивает, родители отвечают, он запоминает и понимает.
    И это понимание привело его к выводу: 3+5=5+3=8. И все только на слух. Ну, разумеется, как записать эти числа и действия он тоже знает.
    И у вас любимые книжки про машины?

  2. Алена (2 comments) пишет:

    Катя, поражена, почти так же советует учить читать в своей методике Ольга Соболева, чью азбуку мы и дочкой изучаем. Просто удивительно, как мамы бывают мудры и внимательны к ребенку и сути вещей.
    Я тоже согласна, что настаивать и специально излишне акцентировать внимание не нужно, кто то реагирует просто замыкаясь в себе, отворачиваясь. Моя же может вообще в следующий раз наотрез отказаться заниматься.

    • catemay (234 comments) пишет:

      Алена, спасибо! Получается, это хороший способ научить читать. Раз два незнакомых человека пришли к похожей идее. И получили результат. Я уже второй раз слышу про эту методику. Но не читала.
      Я старалась не заметно вовлекать Сёму в чтение. Получилось прекрасно. Сама не ожидала. Примерно представляла чего хочу. А все остальное по ходу дела сообразила, подстраиваясь под сына.
      Младший Матвейка 9 мес, совсем с другим темпераментом. Вот подрастет и методику свою буду под него подстраивать через 2 годика. Думаю, у него другое восприятие будет — он просто электровеник какой-то.

  3. Мама чуда с косичками (6 comments) пишет:

    Как интересно, а у нас и методики никакой не было, просто как то интуитивно, чувствовала дочу, прислушивалась к ее желаниям и отталкиваясь от желаний и возможностей занималась. Моя Валерия обожает учиться, и ЗАСТАВЛЯЛА меня с ней заниматься, а потом бац! и уже сидит на полу и читает свою первую книжку, а я в удивлении замерла и наблюдаю за этим действом. Никогда не забуду!

  4. Просто Мама (4 comments) пишет:

    Я тоже за незаметное обучение. Мы учили звуки используя обыкновенные кубики, просто строили из них, я называла, показывала и придумывала разные игры, я писала об этом в своем блоге. Составляла слоги, называла под предлогом игры, состовляла слова поезда. Заголовки читаю по слогам. Самое главное, как Вы Катя подметили не торопиться, а чувствовать своего малыша

  5. Наталья (2 comments) пишет:

    меня пугает воспитатель:» Научите ребенка читать по Зайцеву, потом проблем не оберетесь, ему в школе трудно будет, его переучивать придется. Там методики совсем другие» Что по этому поводу думаете?

    • catemay (234 comments) пишет:

      Наталья, может, если точно по Зайцеву, то, возможно, бывают проблемы. Что-то по поводу того, что не получается у ребенка разделить склады на звуки.

      Я сама не сталкивалась с предсказываемыми трудностями. Мой сын ОДНОВРЕМЕННО начал ЧИТАТЬ и ПИСАТЬ. Прекрасно выделяет ЛЮБОЙ звук в слове, может записать звук (порой подбирая интересные сочетания букв). Но я использовала элементы методики Зайцева и кубики + магнитная азбука и обычные обложки книг во время ежедневного чтения. То есть у нас совмещены методики Зайцева + моя личная. Так что никаких проблем пока не вижу. Я подробно описала в статьях наш метод. Можете попробовать. Спрашивайте, что не понятно.

      Моя подруга опробовала — результат такой же, как у нас. Ребятенок одновременно начинает читать и писать, маме легко и просто научить, у ребенка большой интерес к буквам, звукам, чтению. Дальше остается тренировать дыхалку на увеличение размера прочитанного. Главное? не спугнуть малыша, мягко и ненавязчиво все делать, в игре. И все получится!
      Теперь сын тащится от математики. Говорит, что обожает. Уже начал понимать умножение, а ведь ему 5, только через 1,5 мес. И все считаем на самых простых примерах. Главвное: в игре и ненавязчиво, как естественный процесс)))

      Желаю удачи!

  6. Людмила (7 comments) пишет:

    Катя, а как сейчас читает Сема целыми словами или по складам?

  7. Эля (1 comments) пишет:

    Эта тема очень важна и интересна для многих мам Для меня она тоже была актуальна когда учила читать своего старшего сына. Долга с ним мучилась. Сколько методик не пробовала все никак. Потом, на беби ру, случайно наткнулась на статью о том как одна мама учит читать своего ребенка. Выкладываю не для рекламы. Если кому то надо скопируйте отсюда. http://www.baby(точка)ru/community/view/44180/forum/post/4955065/ . После того, как я попробовала этот метод с сыном у него все стало получаться! Я когда пробовала, даже не надеялась, а все получилось. Так что девочки, у кого есть необходимость, могу посоветовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>